Сегодня исламский мистицизм (суфизм) находится в глубоком кризисе. Хотя в последнее
время наметился интерес к суфизму, к богатому наследию его духовной практики, вполне
очевидно, что суфизм уже больше не играет существенной роли в религии и культуре
мусульманского Востока. Это особенно видно на фоне беспрецедентного роста влияния
политического ислама в современном исламском мире. Почему многовековая духовная
традиции ислама оказалась в столь незавидном положении, а ее духовная практика часто
оказывается объектом профанации и коммерциализации?
Кризис суфизма и его духовной практики стал следствием не только действия целого
комплекса политических и социально-экономических причин, в числе которых
продолжающийся в мире ислама процесс модернизации, который сопровождается
секуляризацией в обществе. Были и внутренние причины кризиса мистической традиции
ислама. В западных академических кругах долго бытовало мнение, что свою роль в сведении
на нет духовности в суфийской традиции сыграл умозрительный монизм Ибн ‘Араби (1165
– 1240) и его последователей, которые в своем стремлении рационализировать исламский
мистицизм с помощью своих философско-метафизических доктрин лишили его изначальной
сущности, которая зиждилась на сугубо личном и непосредственном мистическом
переживании.
Тем не менее неоспоримый факт колоссального влияния, оказанного идеями Ибн ‘Араби на
последующих суфийских мыслителей, требует взвешенной оценки его вклада в суфийскую
традицию. Это необходимо не только для получения более объективного представления об
этапах и факторах развития суфийской духовной практики, но и для понимания ее
исторической перспективы.