Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 14 гостей на сайте
О безвременности памяти и уроках жизни (автор: Патлань Н.) PDF Печать E-mail
Журнал - Выпуск 38. Июнь 2022

С момента прихода в мир МИЭК для меня по-новому стали высвечиваться истории моих родственников: близких и дальних, истории клиентов и собственная моя история. Историей я называю то, что прожито и пережито, особенно те запомнившиеся моменты, которые оказывают большое влияние на нашу жизнь.

В нашем институте есть проект «Память будущих поколений», основоположником которого является Семен Борисович Есельсон. Я хочу рассказать об участии в этом проекте, опираясь на свой небольшой опыт и опыт предшествующих поколений, которые тоже войдут в мой рассказ. Память не имеет никаких границ, то есть в ней нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, она раскрывает нам безвременье. И через неё я могу рассматривать разные события, даже не связанные с историей моего рода. Разные истории — из книг и кинофильмов, вообще из различных видов искусства, которые являются целебными для моей жизни.

Немного о своей жизни. Отдыхая на балтийском побережье, я побывала в музее янтаря, где в желтых камешках увидела насекомых реликтового периода. Мухе в янтаре время неподвластно. Мой взор протянулся на неограниченное время назад, когда эта муха еще летала, и вернулся в теперешний момент буквально за несколько секунд. Я ощутила, что время безгранично.

А в Калининградском музее мирового океана я встретила своего покойного папу. Не в прямом смысле, конечно, а через музейные экспонаты. Мой отец всю жизнь бороздил моря и океаны, был инженером, создателем и испытателем первых навигационных автоматических систем управления в Советском Союзе. На выставке я увидела не только фотографии ледоколов, на которых он ходил, но и приборы, которые используются для изучения океана. И вдруг меня пронзила мысль, что я знаю названия этих приборов и где их применяют, помню названия этих ледоколов, ведь они часто звучали в нашей семье. И у меня потоком пошли воспоминания. О домашних уроках физики, уроках географии вместе с папой. Через такую встречу я открыла для себя новый урок жизни, связанный с детско-родительскими отношениями. Меня осенила мысль: если хочешь ребенка заинтересовать школьным предметом, то живи этим предметом, рассказывай в прикладном русле, как и что ты лично использовал и применял. И на уроках природоведения я часто говорила: «а вот мой папа…». Поэтому я до сих пор помню, в каких единицах измеряется соленость морской воды, какие бывают навигационные приборы, почему судовой кок кладет на стол мокрые скатерти перед подачей обеда. И какие меры нужно предпринимать, если ледокол со всех сторон зажат арктическими льдами. Мне тогда было очень интересно слушать отца. И это осталось в памяти на всю жизнь. А в музее это все вспомнилось.

Став участницей проекта «Память будущих поколений», я начала вести свой семейный архив. Это записи историй, через которые чему-то можно поучиться мне самой и моим детям. Из Новокузнецка я привезла своим детям сведения о том, что герой Советского Союза Красилов Александр Семёнович — наш родственник. Детям было важно узнать, что же он такого сделал, что стал героем? Оказывается, во время Великой отечественной войны Александр Красилов в боях под Нижним Новгородом в январе 1942 года закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота. Это вызвало восхищение, гордость, но это подвиг Красилова. А применительно к себе? Опираясь на басню Крылова «Гуси», в которой кичливые гуси хвастались своим родством с теми гусями, что спасли когда-то Рим, пришли мысли о том, что лично можем мы? Или мы, как те гуси, годимся только на жаркое? И тогда в нашей жизни стали появляться вопросы. Кто такой герой вообще? Как Александр Семенович стал таким? Какими ценностями он жил, жертвуя собой? И что его подвиг значит лично для меня? Вот об этом стоит говорить, чтобы не быть голословными. В результате такой памяти о Красилове в нашей семье приобретаются новые смыслы, новые образцы поведения, которые применимы, кстати, не только в боевых условиях.

В нашей безграничной памяти о событиях войны высвечиваются различные исходы, различные судьбы, а значит, и различные уроки. Вот, например такой урок: моя бабушка была разведчицей-топографом и любила лётчика, который погиб при очередном вылете. Бабушка вышла замуж за весьма настойчивого инженера по ремонту самолетов, на которых она делала разведывательные вылеты. Родив с моим дедом четверых детей, бабушка так и не смогла разлюбить своего лётчика, а дед спился. История очень трагическая, а урок жизни такой — не выходи замуж не по любви. А если это любовь, то она вечна и не имеет границ ни во времени, ни в пространстве. Этот лётчик, как живой, всегда был между Марусей и Александром, хотя он давно погиб. Но память не имеет границ.

А вот другой пример. Прабабушка Вера в браке с Макаром имела четверых детей, а после его смерти вследствие травм, полученных на гражданской войне, прабабушка вышла замуж за его брата Ивана, который на тот момент овдовел и жил со своими шестью детьми. Для меня, конечно, бабушка Вера — великая женщина. И урок, извлеченный из истории её жизни, такой: детей своего рода не бросают, преодолеть трудности воспитания большого количества детей помогает семейная сплочённость. Так прабабушка Вера воспитала десятерых детей.

Историческая память способна разделить людей, так как в каждом государстве история пишется по запросу очередного правителя. Таким стало мое разделение с моей киевской тётей, которая после 9 мая 2018 года отреклась от меня. Она написала мне о том, что я предала её родителей, нацепив на их портреты георгиевские ленточки и выйдя всей семьей участниками бессмертного полка. Испытав боль и чувство отчуждённости, оставленности, не зная истории рода дальше бабушки и дедушки, я приняла решение искать свою сибирскую родню, чтобы восстановить связь поколений. И нашла. Я обрела целый сибирский род своей матери, там узнала и о Красилове Александре Семеновиче, и о прабабушке Вере. На этой встрече с сибиряками за общим юбилейным столом я приобрела некое чувство спокойствия, утешения, единства нужности и сопричастности роду моей матери, о котором я так мало знала. А боль оставленности моей тётей утихла и была принята как очередной урок жизни: что у моей киевской тёти может быть свой взгляд на историю, что у каждого человека вообще своя правда. А встреча с сибирской родней подарила мне урок о том, что человек способен преодолеть свою отчуждённость через поиски истоков, историй своего рода, привнеся уроки жизни своих предков в свою жизнь, через передачу этих историй своим потомкам.

Если говорить о границах памяти, то человек обычно запоминает то, что ему нужно запомнить, обретая опыт. Но опыт бывает разный: добрый и не очень, или совсем плохой. Моя семья, как и любая другая, имеет право приобрести свои традиции, так как обладает памятью. А память способна противостоять смертельному ходу времени, если история входит своими живыми примерами в теперешнюю настоящую жизнь. Память вообще способна пре­одолевать смерть, в этом заключено не только её религиозное, но и нравственное значение.

Моя дочь росла, глядя на мои страдания в болезни, видя цену медицинских ошибок. Затем она сама стала врачом, чтобы через этот опыт стараться не допустить врачебной ошибки. Позже ей довелось преодолеть и своё приближение к смерти через опасную болезнь. Чтобы, преодолев её, помочь и другим преодолевать. Опыт ошибок — ценный опыт. Человек, который видит в ошибках только негатив, старается о них забыть. Ведь зачем жить в негативе? Есть такая позитивная психология, которая учит, что негатив не нужен, давайте все будем веселиться и радоваться жизни. Человек, который намеренно не помнит, намеренно вытесняет, живет в беспамятстве. Не извлеченные и обесцененные события в жизни бесследно исчезают, не став преградой и защитой от будущих ошибок, порой смертельных. Беспамятство рождает безответственность, неспособность хранить память во имя жизни. Я считаю, что беречь память, какой бы горькой она ни была, — значит быть честной перед собой, честной перед потомками, не сглаживая острые углы, а предостерегая от них. А сохранённая добрая память, которая нам нужна для жизни, не имеет границ. Поэтому в каноне по усопшим христиане поют: «Вечная память, вечная память, вечная память».

 
free counters