Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:9 гостей на сайте
Память будущих поколений: работа с семейными архивами в экзистенциальном консультировании и психотерапии (автор: Пушкарева Н.) |
Журнал - Выпуск 39. Декабрь 2022 |
На консультацию приходит Человек. Кто перед нами? Пока не ясно. Человек представляется. Представляет свою идентичность — свое имя, фамилию, отчество. А называя их, определяется и его принадлежность к определенной культуре, нации, народу. Возникает географический, социально-культурный контекст. Встречаем не только Имя («Кто им Я?» по А.Е. Алексейчику), Отчество — отец, отечество, отчизна, дом, родная земля, и Фамилию (от лат. семейство) — семья, семейство, род. Кто мои? Чьих будете? Такой масштаб появляется вместе с Человеком на консультации или в группе. Появляется объем, история семьи, прошлое, настоящее, будущее, перспективы и возможности. Говоря о работе с семейными архивами, понимаешь эту работу шире — не только даты рождения и смерти, а что было между, та самая черточка между двумя датами. Исследование семейного архива как семейно-исторического опыта. Приходит клиент с темой, проблемой, болью, можно на нее смотреть с позиции семейного опыта, истории семьи. Некоторые темы бывают скрыты и табуированы для клиента, он туда не смотрел — избегал, боялся. На консультации появляется возможность посмотреть на это скрытое и важное. Или посмотреть на известное, почему-то именно это врезавшееся в память, то, с чем человек шагает по жизни. Случай в индивидуальном консультировании — клиентка А Бабушке клиентки больше 90, болеет, слабеет, умирает, «а мы так и не нашли общего языка с ней, не наладили отношений», — говорит А. — А хотите наладить? — спрашиваю я. — Хочу смириться и понять, что ничего не наладить. Нет попыток к встрече. Вспоминаю о проекте «Память будущих поколений». Видеть ошибки своих родителей, бабушек, дедушек — и не повторять их в своей жизни. Какие уроки извлечь и над какими ошибками поработать? Даже при встрече с такими трудностями появляется возможность становиться другой мамой и бабушкой для своих детей и внуков. Клиентке было предложено написать историю «Бабушка в моей жизни и чему она меня научила?». Это задание стало очень терапевтичным для клиента. Не тупик и невозможность, а пространство для открытия возможностей. Удивительная история получилось у А. В индивидуальном консультировании исследование своей семейной истории — это ресурсы и возможности клиента. Увидеть влияние исторического опыта, опыта семьи на жизнь свою или своих детей и внуков. Вспоминается книга Марка Уоллина «Это началось не с тебя...», но ты можешь продолжить иначе свою жизнь, несмотря на... Какие заветы, важные послания запомнились, почему с этим заветом идет клиент по жизни, а не с другим? Что я из этого опыта присваиваю, делаю своим, а какой опыт не могу присвоить? Если восстанавливается связь с собой, то восстанавливается связь с миром, и наоборот — через восстановление связи со своим родом восстанавливается связь с собой. В ситуации кризисов, вызовов, неопределенностей тема работы с семейными архивами становиться ресурсом. Можно подходить к этому через вопросы. Как мои предки, близкие справлялись с вызовами времени или не справились? Как они встречались с вызовами, выборами времени? И если сегодня ощущается растерянность, потерянность, то опыт семьи дает надежду, что если они справились — и я справлюсь. Происходит присваивание опыта моей семьи. Рассказывая о работе с семейно-историческим опытом, хочется подробнее остановиться на методических подсказках, опыте работы с проектом слушателей и выпускников. И пусть у каждого будет своя встреча со своим родом, семьей, в этой статье вы можете найти «ключи», которые открывают двери на встречу семье и себе. Универсальных рецептов не существует... Далее собраны находки наших слушателей, выпускников и преподавателей. Проект «Память будущих поколений» В Международном институте экзистенциального консультирования (МИЭК) на протяжении 22 лет, с 2000 года, на площадках института в городах Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Сургут, Киев, Одесса, Алмата реализуется авторский проект «Память будущих поколений». Проект заключается в работе слушателей и преподавателей МИЭК над созданием своих семейных экзистенциальных архивов, основой которых становятся рассказы старших поколений родственников о ключевых историях своей жизни, фотографии, документы, имеющие значение для истории семьи. Слушатели в ходе работы над проектом пишут статьи, создают фильмы о своей семье, пишут книги о родителях, дополняют информацию о своей семье, работая с архивами, музеями, сайтами подобной тематики. Руководитель проекта — Есельсон Семен Борисович. Главные задачи проекта:
Данные о проекте представлены на сайте МИЭК [3]. В международном журнале «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия» [6] по экзистенциальному праксису представлены многочисленные статьи о том, как слушатели МИЭК работают над созданием семейных архивов, сохранением культурно-исторической памяти своей семьи. Вот некоторые из них: Лелик А. «Раскапывание корней: опыт и уроки» — выпуск 18/2011, Патлань Н. «Создавайте домашние музеи!» — выпуск 18/2013, Патлань Н. «О безвременности памяти и уроках жизни» — выпуск 38/2022. Материалы о важности создания семейных архивов, передачи истории семьи, памяти были представлены на II Всемирном Конгрессе по экзистенциальной терапии в Буэнос-Айресе — Воркшоп «Память будущих поколений» (малая терапевтическая группа) (май, 2019), ведущая — Наталия Патлань, выпускница Ростовской площадки МИЭК. Вместе с Наташей мы планировали МИЭКФЕСТ 2021 (фестиваль). В ее докладе «Память без границ» она рассказывала о своей работе над проектом и важностью его в ее жизни и жизни семьи. Я вспомнила историю на ее группе в Аргентине. Там была многонациональная группа, и запомнилась мне аргентинка, бразильского происхождения, которая на вопрос «Какое послание передавали вам ваши родители, бабушки-дедушки и что передадите своим детям?» ответила: «Принимать изменения этой жизни». Сколько изменений было в моей жизни, а сколько еще предстоит, но это послание вспоминаю очень часто. Присваиваю его. В 2021 году на фестивале состоялись презентации, мастер-классы по работе с сохранением архивных материалов, истории семьи, семейного наследия, его важность в психолого-педагогическом сопровождении подрастающего поколения, выступления и консультации ведущих специалистов по психологии и психотерапии России и Европы. Это было последнее выступление Наташи Патлань. В память о ней хочется продолжить эту работу, не только над памятью своих будущих поколений, но и продолжать традицию бережного отношения к памяти среди слушателей и выпускников МИЭК. И это тоже наша история, принадлежность к пространству МИЭК, его слушателям и выпускникам, живущим и идущим рядом в Вечности. Работа с историей рода, своей семьи идет в неопределенное будущее из прошлого, которое не всегда известно, не прояснено, часто это «потерянная память» прошлого. Если будущее неопределенно, страшит, пугает неизвестностью, то в прошлом уже все произошло, и узнать о чем-то из прошлого мы можем. Часто слушатели делятся тем, что удалось найти — старые метрики, выцветшие фотографии, дневники, письма. На основе найденных документов создаются книги памяти, древо рода с историями из жизни семьи, фильмы, сюжеты, статьи в журналах. Ракурсы работы над проектом «Память будущих поколений» могут быть разными и на это тоже важно обратить внимание в консультировании или в групповой терапии. Почему именно это важно, что ищет человек, что хочет найти — трагическое прошлое, боль, любовь в семье, пропавшего родственника, узнать об отношениях отца и матери, отношении к детям, увидеть героическое прошлое или то, как в семье справлялись с трудностями. Я начала работать над проектом около 14 лет назад. И для меня большим подспорьем стали материалы, которыми делились преподаватели и слушатели МИЭК в процессе работы над проектом «Память будущих поколений». Это фильмы: «Подстрочник» — режиссер П. Лунгин, «Рожденные в СССР» — режиссер С. Мирошниченко, «Дочь Философа Шпета» — режиссер Е. Якович, «Мира. Дочь командарма Уборевича» — режиссер В. Мелетин, дилогия «Мама» и «Отец» — режиссер Н. Михалков. Это книги: Э. Влит «Мама, расскажи! Потому что мне это важно», М. Дымов «Дети пишут Богу», А. Нанетти «Мой дедушка был вишней», Н. Федорова «Семья». Это ресурсы: Память народа, Подвиг народа [4], сайты по оформлению и систематизации родословной (например, Моя семья, Родословная). Мой опыт памяти Мои родители оказались вынужденными переселенцами в 2022 году и, переезжая по Украине, оказались на родине моего деда, прадеда. Они попали в дом, где прошло детство мамы — дом ее дедушки, моего прадедушки. Сейчас это самое безопасное место, где они набираются сил и укрепляются. Мама рассказала про этот дом и что она увидела там. В старом доме, в маленькой деревушке, в комнате развешены фотографии рода. Стоит старинный комод, на этом комоде среди большого количества семейных фотографий есть и моя, где мне лет шесть. И так мне тепло стало, я родственников не видела 35 лет, а я у них есть. Я — есть. И родители мои есть — молодые на свадебной фотографии в доме прадедушки. Вот такое присвоение себя через семью. И сразу захотелось их узнать, какие они, эти родственники. И мама начала узнавать, присылать фотографии, мы начали проект «Память будущих поколений» с новой стороны. Это о доме, о безопасности и бережности к памяти. При погружении в историю своей семьи происходит встреча с собой маленьким за руку со взрослым, и с собой устойчивым, готовым протянуть руку навстречу истории, самому себе и своему роду, семье с верой и надеждой на то, что мы справимся в непростые времена. Всегда, в особо тяжелые моменты своей жизни, общайтесь с маленькими детьми и мудрыми стариками. Дети убедят, что не все потеряно, а старики — что все можно пережить. Эта фраза неизвестного автора, найденная в интернете, показывает связь времен. И после истории с родителями вспоминается, как мы с дочкой участвовали в конкурсе о герое семьи. Сделали с ней коротенький ролик о боевом пути двух прадедов, двух Григориев. Сочинили стихи, исследовали их боевой путь, подвиги и как по-разному сложилась их жизнь. Мой незнакомый дедушка, он без вести пропал, Прошел он путь геройский, а я его не знал. Не видел я в сражениях его лучистых глаз. Родной, далекий дедушка, поведай свой рассказ, О храбрости и смелости, о давних тех годах. А сколько было прожито, а сколько на полях Лежать осталось в вечности, и с ними мой солдат. Родной, далекий дедушка, тебя хочу узнать. Смотрю на фотографии, на карте нахожу, Представлю те сражения, и людям я скажу. Давайте помнить подвиги солдат войны былой, Пропал мой прадед без вести и не пришел домой. Мы с дедушками встретимся, узнаем все о них, Заветы помнить важно нам, мы не хотим войны. Благодаря вглядыванию в семейную историю, протягиваются нити из прошлого в настоящее и будущее. Расширяя свои знания о семье, появляется возможность выстраивать отношения с миром и самим собой. Память выступает точкой опоры на поколения в системе отношений человека с миром. Вспомнила, на кого опираюсь Я. Это мой дедушка. Когда-то давно я написала стихи своему дедушке — Сторожуку Андрею Иосифовичу, нашла их, перечитала и поняла, что в них я пишу и о нем, и о себе, и о будущих поколениях. Мои неведомые дали, мои далекие миры, Жизнь, продолжаясь по спирали, Несет судьбе моей дары. Мне жизнь дарована однажды, Но я жива уже века. Как воду черпаю из скважин Я мудрость деда-старика. Я вижу жизнепродолженье Во мне моих пра-пра-пра-пра... И это вечное движенье Понять и знать уже пора. Я прикасаюсь, изучаю, Стремлюсь к вам всей своей душой. Я по крупицам собираю, И с вами я себя сверяю, Душевный обрету покой. 2009 Вот так удивительно в докладе встретились ушедшие и ныне живущие, Аргентина и Украина, Наташа Патлань, Семен Борисович, учителя и выпускники и слушатели МИЭК из разных городов и стран, мои родители, дети, мой дедушка, я — шестилетняя и я сегодняшняя. Вот такая Память Будущих Поколений. ЛИТЕРАТУРА
|