Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 4 гостей на сайте
Как вижу - так и живу. Экзистенциальная офтальмология (автор: Бударина Л.) PDF Печать E-mail
Журнал - Выпуск 41. Декабрь 2023

Когда-то мой путь в Международном институте экзистенциального консультирования (МИЭК) начался с терапевтической группы Семёна Борисовича Есельсона «Умение видеть». Важность этого умения со временем для меня становится все очевиднее. Помните, как у акынов — певцов-импровизаторов: «Что вижу — о том и пою»? А ведь все мы в каком-то смысле подобны акынам: совершаем наши выборы, действуем, чувствуем в зависимости от нашего ви́дения ситуации. И получается: как видим — так и живем. 

В данной статье я хочу продолжить тему экзистенциальной офтальмологии, начатую на Первом глобальном экстерриториальном конгрессе «Планета психотерапии» в 2022 году. Тогда речь шла о туннельном ви́дении [1], которое характерно для людей, выбирающих суицид в качестве выхода из сложностей жизни. В офтальмологии под туннельным зрением понимается такое патологическое состояние, когда утрачивается способность видеть объекты, расположенные вне фокуса основного внимания.

Действительно, при столкновении со сложной жизненной ситуацией, причиняющей боль, страдание, человек может перестать видеть что-либо другое, находящееся за пределами этой боли. Сознание человека сужается, возникает туннельное ви́дение, когда все остальное, кроме болезненной проблемы, становится размытым, исчезает. И если человек остается с этой болью один на один, без надежды на помощь, то единственным выходом представляется бегство из жизни.

Выход из этого состояния — расширение ви́дения пространства возможностей, которые у человека есть, но он их сейчас не видит.

Кроме туннельного ви́дения, есть и другие особенности взгляда на жизнь. 

Известный психиатр, психотерапевт Виктор Франкл, создатель логотерапии, в свой книге «Воля к смыслу» писал: «…психотерапевт, включая логотерапевта, не является ни учителем, ни проповедником, его также нельзя сравнивать, скажем, с художником. Этим я хочу сказать, что художник никогда не сможет передать пациенту ту картину мира, которую видит терапевт; скорее, сам терапевт должен дать пациенту возможность видеть мир так, как он видит его. Поэтому терапевта более уместно сравнивать с офтальмологом, чем с художником» [4].

По мнению ведущего современного экзистенциального философа и психотерапевта Эмми ван Дорцен, «экзистенциальный метод предполагает полную вовлеченность клиентов и их честное стремление увидеть себя и свою жизнь более полно, чем они способны были сделать это сами, без помощи терапевта» [3, с. 14]. «Экзистенциальная точка зрения состоит в том, что клиенты уполномочивают терапевта, чтобы с его помощью постараться прояснить существенно важные проблемы и вопросы, выдвигаемые жизнью» [3, с. 13].

То есть роль психотерапевта действительно чем-то напоминает роль окулиста, который помогает человеку лучше видеть свою жизнь, то есть вылечить проблемы со зрением.

А проблемы бывают разные. Рассмотрим такие, как дальнозоркость, близорукость, косоглазие, куриная слепота.

Начну с дальнозоркости, которая, говоря офтальмологическим языком, имеет причиной расположение главного оптического фокуса не на сетчатке, как при нормальном зрении, а за ней. Это препятствует восприятию четкого изображения предметов, находящихся на близком расстоянии.

В контексте психологии под дальнозоркостью можно понимать склонность человека мыслить глобально, и при этом не замечать повседневность, игнорировать ту часть своей жизни, которая является обыденной. Таких людей могут занимать масштабные планы, будущее, но они могут не обращать внимания на семью, ежедневные дела и обязанности, на свои собственные чувства и ощущения.

Пример экзистенциальной дальнозоркости

Виктор (по образованию физик, занимается научной деятельностью) обратился с жалобами на внутреннюю пустоту, отсутствие вкуса к жизни. Фокус его внимания направлен на поиски смысла существования человечества «вообще», Виктор склонен к обобщениям и выявлениям закономерностей, при этом собственная жизнь осталась без присмотра, вне поля его зрения. Мысли о конечности жизни вызывают у Виктора чувство бессмысленности индивидуальных усилий, роль конкретной личности видится в контексте человеческой истории микроскопической, «капля в море», «отряд не заметит потери бойца»… 

Направление терапии: исследование всех четырех измерений человеческого бытия: физического, личного (психологического), духовного и социального; перемещение фокуса внимания на сферу человеческих отношений, на личные ценности и смыслы; сближение круга забот и круга влияния.

Другое нарушение зрения — близорукость, когда человек без труда читает книги, но при этом не может увидеть номер подъезжающего к остановке автобуса. Для близорукости характерна невозможность сфокусироваться на объектах, расположенных вдали, нечеткость восприятия объектов в целом.

С точки зрения психологии, при близорукости главные вопросы: в чем смысл жизни, осознание неизбежности смерти, вопрос «кто я», в чем моя свобода, а в чем — ответственность, могут остаться незаданными. Также близорукому человеку трудно видеть свое будущее, строить планы, ставить цели.

Пример экзистенциальной близорукости

Ника обратилась за помощью, чтобы разобраться в своих чувствах после расставания с молодым человеком, с которым долго встречалась. Когда же встал вопрос о построении семьи, Ника не смогла сказать определенное «да». Отношения были прерваны. Переживания Ники были связаны и с неготовностью сказать твердое «нет», она предпочитала «зависать» в ностальгической тоске о хороших моментах прошлого, предпочитала не совершать внутренний выбор, так как этот шаг требовал ответственности за свое будущее. Ника напоминала путника, застывшего перед дорожным указателем в затруднении, куда же пойти: направо или налево? И стояла на месте, не видя своего будущего, страшась его.

В этом случае терапия направлена на актуализацию ценностей клиентки, на перемещение фокуса внимания на имеющиеся возможности, выбор и реализация которых сегодня формирует ее будущее завтра. Перевод проблем в задачи, задач — в цели, рассмотрение смыслов этих целей, путей для реализации целей с учетом неизбежной конечности человеческой жизни.

Рассмотрим следующее нарушение ви́дения — косоглазие, которое в офтальмологии подразумевает нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо. В норме зрение у человека является бинокулярным — в зрительном анализаторе (коре головного мозга) происходит соединение изображений, полученных каждым глазом, в единый образ. Бинокулярное зрение дает возможность стереоскопического зрения — позволяет видеть окружающий мир в трех измерениях, определять расстояние между предметами, воспринимать глубину, телесность окружающего мира. При косоглазии этого соединения в зрительном анализаторе не происходит и центральная нервная система, чтобы защититься от двоения, исключает изображение косящего глаза.

Экзистенциальное косоглазие можно характеризовать как взгляд на жизнь лишь под одним углом зрения, восприятие жизни «плоско», как не имеющей настоящей глубины, отсутствие целостности восприятия, отсутствие возможности увидеть мир в его объемности.

Пример экзистенциального косоглазия

Зина обратилась с проблемой во взаимоотношениях с партнером. Они уже жили вместе и собирались создать семью. У мужчины имелся ребенок от первого брака, с которым он регулярно общался. Зину тяготила необходимость делить с ребенком внимание и финансовые возможности партнера, она не хотела выстраивать отношения с ребенком будущего мужа и просто игнорировала эту сторону его жизни. В партнерских отношениях возникла напряженность.

После исследования жизни в четырех измерениях, терапия была направлена на инвентаризацию ценностей клиентки, перемещение фокуса внимания на ее отношение к партнеру во всех его ипостасях: мужчины; состоявшегося отца; будущего мужа; возможно, отца совместного ребенка, и других (работа, дружба, отношения с родителями…), чтобы клиентка видела объемную картину жизни, воспринимала партнера во всей его целостности.

Перейдем к следующему нарушению зрения — куриной слепоте, ее еще называют расстройством сумеречного зрения. Это нарушение способности глаза адаптироваться к изменению освещенности. Куриная слепота проявляется в виде снижения остроты зрения в темноте, человек долго привыкает к уменьшению освещенности, в сумерках не различает очертаний предметов и плохо ориентируется в пространстве. В норме же острота зрения при резком уменьшении количества света начинает нарастать в течение первых минут нахождения в темноте и достигает максимума через час.

С психологической точки зрения под сумерками можно понимать сложные жизненные обстоятельства, когда «солнце заволокли тучи», когда человек сталкивается с тяжелыми обстоятельствами жизни, утратами, страданиями. И ему трудно адаптироваться к таким условиям, человек теряет ориентиры, не понимает, как жить дальше, сосредоточен на собственных горестных переживаниях.

Пример экзистенциального расстройства сумеречного зрения (куриной слепоты)

Кире было 40 лет, когда скоропостижно скончалась ее мама. У Киры всегда были проблемы со здоровьем, она росла без отца, домашним ребенком, находя опору и поддержку только в семье. После смерти бабушки и дедушки, единственным близким человеком была мама. Внезапная кончина мамы разделила жизнь Киры на «до» и «после». Она осталась наедине со своими трудностями, чувство безысходности привело ее к попытке суицида. Сейчас Кире 44, она охотно говорит о своих проблемах со здоровьем, о трудностях своей жизни, а трагизм событий, связанных со смертью мамы, как будто заслонил собой светлые моменты прошлого. 

При работе с экзистенциальной «куриной слепотой» важно перевести фокус внимания клиента на другое, непривычное для нее сейчас, более светлое, что присутствует в его жизни, ведь адаптация к стрессовой ситуации предполагает способность лучше различать, что происходит, яснее видеть различные аспекты жизни. Человек «не равно» его травма или болезнь, есть другие события, люди, нужно всего лишь оглянуться — чего от человека требует жизнь? Конечно, с учетом ясного ви́дения своей свободы и ограничений. И человек, адаптируясь к сумраку, начинает яснее видеть картину мира. Также можно подсветить радостные моменты прошлого, согласно любимой цитате Франкла, принадлежащей Иммануилу Канту: «Светлые дни... не плачь, что они прошли, а улыбнись, что они были».

В книге «Страдания от бессмысленности жизни» Виктор Франкл поведал о Иегуде Бэконе, который еще ребенком попал в Освенцим. «Какой же смысл имели для него годы, проведенные в Освенциме? Иегуда Бэкон так отвечает на этот вопрос: “В детстве я думал, что расскажу всем о том, что мне довелось пережить в Освенциме, и тогда мир изменится. Но мир не изменился, а об Освенциме никто и знать ничего не хотел. Прошло много времени, прежде чем я понял, в чем заключается истинный смысл страданий. Страдания имеют смысл, если благодаря им меняешься ты сам”» [5, с. 30].

Хочу добавить, что все описанные виды нарушений экзистенциального ви́дения могут быть присущи одному и тому же человеку в разных ситуациях. При этом ви́дение человека зависит от угла его зрения, и нужно учитывать, что нередко выводы об увиденном могут быть основаны на проекции восприятия, что наглядно продемонстрировано на рисунке.
 

Клиенты рассказывают о своей жизни так, как они ее видят. Но это лишь представления человека. От его отношения к происходящему, от его ви́дения ситуации, от широты его взгляда, точки зрения зависит то, как человек проживает свою жизнь, какие выборы делает, какие возможности реализует.

Терапевт же, нацеливая фокус исследования на рассмотрение образа жизни клиента, делает для него возможным расширить перспективу, угол зрения, чтобы он лучше видел доступные ему возможности, мог выбрать и реализовать те из них, которые для него имеют наибольший смысл. Стал хозяином своей жизни, осознавая и принимая имеющиеся у него ограничения.

В заключение, я хочу предложить читателю отрывок из романа-притчи «Сиддхартха» Германа Гессе. На примере мыслей главного героя вы можете попробовать определить, от какого экзистенциального офтальмологического нарушения (из выше описанных) он избавился.

«Все это тысячеликое многоцветье существовало от веку — от веку светили солнце и луна, от веку жужжали пчелы и шумели реки, но прежде все это казалось Сиддхартхе не более чем эфемерной и обманчивой дымкой, которая застит взор, внушает недоверие и назначена для того, чтобы пронизать ее мыслью и уничтожить, ибо все это лишено сущности, ибо сущность лежит по ту сторону зримого. Теперь же его освобожденный взор пребывал по сю сторону, он увидел и узнавал зримое, искал свое отечество в этом мире, но не искал сущности, не целил в потустороннее. Мир был прекрасен, если смотреть на него вот так — ничего не ища, просто по-детски…

Все это существовало от веку, а он этого не видел; его при этом не было. Теперь же он был здесь и участвовал во всем. Его глаза вбирали свет и тень, сквозь его сердце проплывали звезды и луна» [2].

ЛИТЕРАТУРА
Бударина Л.В. Туннельное видение и суицид. Экзистенциальное исследование // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. —  2022. —  № 39. —  С. 105-111.
Гессе Г. Сиддхартха. Путешествие к земле Востока. — М.: АСТ, 2020. — 224 с.
Дорцен Э., ван. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. — Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. — 216 с.
Франкл В. Воля к смыслу. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с.
Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. — 105 с.

 
free counters