Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 12 гостей на сайте
Восточная и западная психотерапия в начале XXI века PDF Печать E-mail
Журнал - Выпуск 14 Апрель 2009

Автор: Алексейчик А. (Литва)

Вступление.

        Наконец — попытка встречи. Хотя надо было бы встретиться уже 20 лет назад... может — 300. Русскому, православному Востоку и католическому, протестантскому Западу. Русской, восточной почвенности и западному материализму. Русской душевности и западной духовности. В деле, действии, содействии, как сейчас — в психотерапии.

        Виднее, ярче дела злые: претензии, противостояния. Накопилось... Есть соблазн вы-сказаться, по-казаться именно с этой стороны по всем предложенным темам.

  1. Существуют не только homo постсоветикус, но и советикус, и неосоветикус, как новые русские, новые украинцы, новые литовцы с достаточно непригядным лицом и «облико морале».
  2. Общественная память искажена: «Мы в этом не участвовали... Мы — новые...» «А мы — тем более — гуманисты...»
  3. Самосознание — импортно-колониальное или экспортно-колониальное... Вспомним В. Набокова: «Рай мне казался колонией Англии».
  4. Отношения между обществом и индивидуумом — не истинные. Не индивидуальные, а индивидуализированные, часто с противостоянием новому обществу еще большим, чем мы противостояли старому... С потерей даже той общности, когда люди сплачивались не вокруг власти, а против власти...
  5. Эмоции и паттерны поведения — чаще не «родные», не народные, не природные, заимствованные, не усвоенные, не освоенные.
  6. То же можно сказать о концепциях в медицинской психологии и психотерапии.
  7. Симптоматика, диагностика, взгляд на здоровье — материалистически приземленные, биологические, фармакологические на одном полюсе и идеалистически-психологические, спекулятивные — на другом, без благодатной «средней полосы».
  8. Психология развития и образования — информационные, а не образовывающие, повторяя фило- и онтогенез естественно¬исторический от рождения до смерти и божественный от Адама до Страшного Суда.
  9. Гендерные установки и роли — малодифференцированные, примитивно уравненные, неценностные.
  10. Семейно-брачные отношения — шаткие, ориентированные на телесность, временность, а не душевность и вечность...

          Кратко: состояние восточно-европейской ментальности, если смотреть на плоскости, по действенности — бес-путное, рас-путное, за-путанное, уже не антирелигиозное, не арелигиозное, но чаще псевдо¬религиозное, мниморелигиозное.

        Причин этому, конечно, много. Внутренних и внешних.

        Главные — недостаток взаимного доброжелательного внимания Востока и Запада друг к другу. «Попытки колонизации».
Очень редко западные коллеги являются к нам, чтобы спрашивать и слушать. Они — говорят. Редко пытаются увидеть наше. Они показывают — свое. Еще реже — делают наше дело. У них — «коза ностра». Ну, делайте свое, но из нашего материала.

        Один из образов: насколько больше внимания обращается на агрессивное мусульманство, чем на мирное, гораздо более близкое восточное христианство, православие...

        Что, коллеги, знаете о нашей психотерапии? О наших психотерапевтах? Что вы уже у нас взяли? Так естественно нам: чтобы что-либо взять у вас всерьез, мы хотим дать. Не хотим брать даром. Тем более — чужое. Может еще — усовершенствованное вами наше?

 
free counters