12.09.2012, "Преодоление онтологической недостаточности: путь религии" - очередное заседание открытого научного семинара (рук. дфн, проф. С.С. Хоружий и дфн, проф. О.И. Генисаретский) PDF Печать E-mail
География событий - Москва (Россия)

Дата:               12 сентября 2012

Город:             Москва

Название:        "Феномен человека в его эволюции и динамике" -
                         очередное заседание открытого научного семинара
                         (руководители - доктор философских наук, профессор
                         С.С.Хоружий и доктор философский наук, профессор
                         О.И.Генисаретский)

Организаторы:  Институт Синергийной Антропологии

Координаты:
   Справки и дополнительная информация у секретаря
                         семинара  Виктора Котельникова по эл. почте:
                         Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Дополнительно: Доклад Захаровой Е.В. кандидата
                         философских наук  на тему: "Преодоление
                         онтологической недостаточности: путь религии"

 

Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его. 

Он обваливается, обнови его. 

Есть в нем, чем оскорбиться взору Твоему: 

сознаюсь, знаю, но кто приберет его?


                                        Августин Блаженный.


Доклад посвящен философскому анализу онтологической недостаточности человека в контексте религиозной теории и духовной практики. Многомерность проявлений нехватки заставляет предполагать у нее онтологическую основу. Если испытывать нехватку чего-либо свойственно каждому человеку, то быть человеком – значит, иметь «функциональные» нужды. Следовательно, недостаточность есть часть человеческой природы на уровне онтологии.

 

Автор дает определение недостаточности как хронической нехватки чего-либо внутри границ самоидентификации. Недостаточность в ее биологическом и психологическом аспекте присуща всем представителям живой природы и может быть названа функциональной. Предполагается, что, помимо функциональной, человеку присуща онтологическая недостаточность как недоопределенность бытия до целостности. 

 

Следует ли начать исследование с онтологии, или с феноменологии онтологической недостаточности? Можем ли мы чувствовать последнюю? Есть ли очевидные свидетельства опыта, указывающие на необусловленный фактическими обстоятельствами, онтологический характер недостаточности? И есть ли результаты систематического осмысления недостаточности в истории человеческой мысли? В поисках ответа автор обращается к религии, литературе и философии. Наиболее полный ответ на оба вопроса дает религия, которая не только фиксирует недостаточность как черту человеческого бытия, но и ставит своей целью избавление от нее. 

 

Тема недостаточности глубоко экзистенциальна, и потому пуста без отсылки к практической теме: как быть в недостаточности и можно ли ее преодолеть? Именно религия, в отличие от культуры и ее механизмов социальной адаптации, предлагает не только идею, но и радикальное решение проблемы неудовлетворенности. Однако этот интереснейший проект не всегда встречает понимание, потому что он исходит из задачи спасения человека (от греха – в христианстве и исламе, от страдания – в индуизме и буддизме) от состояния «земной» жизни, которое с секулярной точки зрения считается нормальным. Для человека, связывающего мучительное чувство неудовлетворенности с эмпирической причиной, тезис о спасении не является очевидным. Именно здесь может помочь философия, вводя гипотезу недостаточности, показывая, что недостаточность, в ее различных проявлениях, укоренена в бытии человека, и что только признание за ней «диагноза» всеобщности открывает дорогу выхода из негативного модуса бытия. Таким образом, религиозная идея спасения может быть обогащена своевременным вмешательством философии, эксплицирующей логическую обоснованность и актуальность древней сотериологии для современного ума.

 

ЗАСЕДАНИЕ СОСТОИТСЯ В ЗДАНИИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН (ул. Волхонка 14, АУДИТОРИЯ 525)

 
free counters