Дата: 08 апреля 2015
Город: Москва
Название: "Феномен человека в его эволюции и динамике" - очередное заседание открытого научного семинара Доклад "Загадки рассказа Ф.М. Достоевского сон смешного человека" (проф. В.Н. Катасонов)
Организаторы: Институт Синергийной Антропологии
Координаты: Справки и дополнительная информация у секретаря семинара Виктора Котельникова по эл. почте:
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Доктор философских наук, зав. кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры РПЦ - В.Н. КАТАСОНОВ Небольшой рассказ "Сон смешного человека" был опубликован Ф.М.Достоевским в 1877 году в рамках очередной тетради "Дневника писателя". Современная ему критика почти не обратила внимания на этот рассказ, однако, в дальнейшем, в особенности, в начале XX века, к рассказу не раз обращались многие русские мыслители. В чем же притягательность этого рассказа, чем он интересен и по сегодняшний день, смеем даже сказать: что в нем позволяет причислить его к лучшим произведениям философской прозы великого писателя? Сюжет рассказа несложен. Герой рассказа, "русский прогрессист и петербуржец", типичный "человек из подполья" Достоевского, доведенный до предела бессмысленностью своего существования, задумывает совершить самоубийство. Но неожиданно он засыпает и видит сон о "золотом веке" человечества, о роде человеческом, не совершившим грехопадения и счастливо живущем на Земле. Любовь, пронизывающая все отношения этих людей глубоко трогает и главного героя, он буквально "молится на них". Однако, его испорченная нравственная природа берет верх и он "развращает" всех этих людей, всю эту цивилизацию. Появляются ложь, зависть, рабство, сладострастие, убийства, ложные и человеконенавистнические теории и т.д. Главный герой пытается проповедывать о прежней жизни, пытается объяснить всем, что это он виновник деградации человеческого рода, хочет принести себя в жертву, но его никто всерьез не слушает. Тут он просыпается и одушевленный идеалом золотого века, виденным им образом жизни людей, построенной на любви, во-первых, изменяется сам, а во-вторых, начинает активную проповедь в пользу старой истины, которую биллион раз повторяли и читали: люби других, как самого себя. И тогда вернется золотой век !.. "Главное - люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь как устроиться". Все это прекрасно, но есть одно затруднение никак не позволяющее считать рассказ еще одним образцом банальной утопической литературы. Главный вопрос, который встает перед внимательным читателем, это: почему главный герой развратил всех людей золотого века ? Произошло ли это машинально, просто, по заразности греха, или же потому, что в этом золотом веке чего-то не хватало, чего-то, что по своей ценности перетягивает даже всю их счастливую и лучащуюся любовью жизнь?.. В пользу последнего говорит постоянно подчеркиваемое героем обстоятельство: после падения, говорит главный герой, "я любил их, может быть, еще больше, чем прежде, когда на лицах их еще не было страдания и когда они были невинны и столь прекрасны". Какая же ценность может возвышать падший мир над миром счастья и любви ? Какая ценность может быть в страдании? Интересно то, что Достоевский нигде в этом рассказе не дает прямых ответов на эти вопросы. Более того, его герой идет проповедовать не мир страдания, а именно тот мир счастья, который предвиделся ему в его сне ! Именно тот мир, который он любил меньше, и который он развратил !?.. В нашем докладе мы попытаемся приблизиться к разгадке этой загадки. ЗАСЕДАНИЕ СОСТОИТСЯ В 525 АУДИТОРИИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН (5 ЭТАЖ) В 18 ЧАСОВ
|