19.10.2011, "Феномен человека в его эволюции и динамике" - очередное заседание открытого научного семинара (рук. дфн, проф. С.С. Хоружий и дфн, проф. О.И. Генисаретский) |
География событий - Москва (Россия) |
Дата: 19 октября 2011 в 18:00
Вопрос о Боге в мышлении Хайдеггера остается одним из самых дискуссионных для исследователей хайдеггеровского наследия. Начиная с выхода в свет «Бытия и времени» и по сей день, комментаторы пытаются определить, кем же был Хайдеггер: атеистом, дзен-буддистом, криптотомистом, зачастую не замечая оснований, по которым он оставляет вопрос о Боге открытым. В докладе прослеживается эволюция понимания вопроса о священном и Боге в философии Хайдеггера в контексте онтологической дифференции, осмысления различия между бытием и сущим, бытием как бытием и бытием как сущим в целом. В центре внимания оказывается определенная амбивалентность в хайдеггеровской интерпретации вопроса о Боге. С одной стороны, уже в ранних лекционных курсах Хайдеггер постулирует четкие различия между философией и теологией как условие возможности обеих наук, и даже утверждает необходимость методического а-теизма философии. При этом собственный философский проект Хайдеггера вырастает из феноменологического исследования религиозного опыта раннего христианства; темы священного и божественного остаются глубинной интенцией всего его философствования. В докладе рассматриваются: - Феноменология религиозного опыта в ранних лекционных курсах Хайдеггера - Проблема соотношения феноменологии и теологии в фундаментальной онтологии Хайдеггера. -Тема священного и божественного в бытийно-историческом мышлении позднего Хайдеггера Автор надеется показать, что философия Хайдеггера не сводится ни к теизму, ни пантеизму или атеизму. Хайдеггер не обращается ни к греческим богам, ни к христианскому Богу. Скорее он видит свое мышление как мышление без Бога. Дело мыслителя – раскрыть и прояснить место священного. Хайдеггер не отвечает непосредственно на вопрос: Кто или что есть Бог? Он стремится сначала определить само это «есть», продумывает его из бытия, четверицы, события-присваивания. Философское учение о Боге понимается только как подготовительный анализ открытости бытия как истины истории, так что схватывается только переход от регионального способа просвета истины бытия к событию истины как таковой.
Ждем встречи с Вами! |