Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 217 гостей на сайте
Экзистенциальный смысл работы с психологической травмой PDF Печать E-mail
Журнал - Выпуск 10 Апрель 2007

 

Автор: Мазур Е. (Россия)

 

Психологическую травму в самом общем плане можно определить как реакцию личности на стрессовое жизненное событие. Травма  наносит вред  физическому и психическому здоровью,  ранит  личность и оказывает  существенное влияние на   жизнь человека.  В этой связи c чрезвычайной распространенностью травмирующих ситуаций в настоящее время, в современной  практике психотерапевтической помощи большая роль отводится преодолению травмы и ее последствий.


Практические все известные базовые психотерапевтические подходы разрабатывают тему травмы и методы преодоления травматических переживаний. Свою лепту вносит и экзистенциальная терапия. Настоящая статья посвящена рассмотрению роли экзистенциального подхода в работе с  психологической травмой.


С нашей точки зрения эффективная психологическая и психотерапевтическая помощь людям, пострадавшим от травмы, требует изменения представления о природе травматической реакции. Она требует понимания травмы в более широком жизненном  экзистенциальном контексте, в  контексте отношений человека с миром и другими людьми. Травму следует рассматривать ими как некоторая болезненная реакция на неблагоприятное жизненное событие, которая должна быть устранена, о  как  целостное переживание личности, которое имеет смысл для жизни человека. 


Травматическая ситуация есть не просто отдельное жизненное событие которое необходимо преодолеть, травма- это неизбежный жизненный факт, данность человеческого существования, которое имеет значение для целостной личности и жизни человека в целом. Травма сталкивает человека перед опасностью угроза жизни и ставит перед необходимостью жизненных изменений и трансформации личности .Травма дает человеку шанс для изменения себя и своей жизни. Она  может затронуть достаточно глубокие слои души и переживания личности.


Остановимся, что же ценного вносят разные направления экзистенциального подхода в работу с травмой. Обратимся к таким направлениям как логотерапия В. Франкла,  экзистенциальная терапию И. Ялома, экзистенциально-гуманистическую психотерапия Дж. Бьюдженталя, гештальт-терапия Ф.Перлза.  Специально остановимся на новом эффективном, пока  мало представленном в литературе подходе- соматической процессуальной работе с травмой  П.Левин, и привезенном в Россию его учеником Д. Инглом.  Этот подход несомненно отвечает принципам глубокой экзистециально-феноменологиченской работы с переживаниями человека и рассматривает травму как экзистенциальный кризис.


Представитель американской ветви экзистенциальной  психотерапии И. Ялом (1999) предложил рассматривать все психологические проблемы травматического переживания с точки зрения «экзистенциальных данностей», таких как  «смерть», «свобода», «изоляция», «бессмысленность»,  которые представляют собой неизменные условия человеческого существования. В травматической ситуации эти темы выступают как реальные объекты переживания, и травматические состояния являются реакциями на эти данности. В ситуации травмы человек переживает смерть других людей или сам оказывается перед фактом близости собственной смерти. Он испытывает ограничение свободы, которое обусловлено чувством вины (например, вины выжившего). Травма  может быть связана также с переживанием чувства одиночества, с невозможностью установления отношений с другими людьми. Кроме того, и сама травма приводит к потере смысла, усилению чувства неопределенности и к непереносимой тревоге (Черепанова, 1997)..


Смысловые аспекты психологической травмы рассматриваются  в европейском направлении экзистециальной терапии- логотерапии В.Франкла. Логотерапия , рассматривая стремление к смыслу   как базисный мотив человеческого поведения., полагает, что психологической травмы  обусловлена   утратой человеком жизненно важных смыслов и ценностей.    Психологическая травма неожиданна, беспричинна и потому воспринимается как бессмысленная, что трудно вынести. Это обстоятельство заставляет пострадавших искать какое-либо объяснение тому, что произошло, дабы травматическое страдание стало более осмысленным и благодаря этому легче переносимым (Франкл, 1982).


Таким образом, психологическая травма ставит человека перед необходимостью  восполнения смысла. Смысл нельзя придумать, его  можно только осознать, открыть для себя. Он не может быть дан извне,  поскольку образуется на пересечении внутреннего в человеке (ответственность за выбор) и внешнего (жизнь формирует требования, ставит перед индивидом задачи, которые могут стать осмысленными). Обретение смысла,   по В.Франклу, достигается путем совершения деятельности по отношению к другим людям, при выработке определенной позиции относительно  различных  жизненных ситуаций в процессе творчества, когда проявляется свобода отношения к действительности и действий в ней,  в ходе переживания ,  т.е. опыта приобретения человеком переживаний  по отношению к явлениям окружающего мира во всем их своеобразии и неповторимости.     В экзистенциально-гуманистической психотерапии  Дж. Бьюдженталя раболта с тавмой связана с использованием базовых измерений искуссьа психотерапевта: субъективности, поиска, присутствия и системы конструктов «Я и Мир» (Бъюдженталь, 1998). В ходе поиска, который происходит в процессе экзистенциальной психотерапии, происходит осознание, открытие и построение новых жизненных смыслов. Разрешение травмы предполагает проработку экзистенциальных «данностей», таких как «смерть», «свобода», «изоляция», «бессмысленность», которые чаще всего  и составляют смысл переживаний при психологической травме.  Бъюдженталь  вводит дополнительно экзистенциальную данность «телесности», которая необыкновенно важна для работы с травмой. В практическом плане Бъюдженталь  опирается на  переживание клиента в настоящий момент и подчеркивает первостепенную роль процесса по сравнению с содержанием в ходе психотерапии. Он подчеркивает важность для терапевта обращать внимание на то , что переживает клиент в момент терапии и предоставление обратной связи по поводу процесса ( т.е. обращение внимания клиента не только на содержание, но и на способ участи в работе). Последнее способствует самораскрытию и самоисследованию клиента, что позволяет открывать новые возможности для обретения смысла и разрешения травматического опыта.


Гештальттерапия - это терапия целостного опыта  и контакта,  в работе с  психологическими травмами  используется  концепция незавершенных действий или незавершенных ситуаций ,представления о цикле контакта, механизмах его прерывания,  и об организмической саморегуляции (Мазур, 1996). Незавершенные действия проявляются в виде нереализованных потребностей или незавершенных чувств и эмоций, которые стремятся к завершению. В качестве незавершенных могут выступать чувства горя, утраты, обиды, разочарования, гнева, возмущения. Процесс завершения требует проживания  не только указанных чувств, но и других целостных переживаний, таких , например,  как прощение, прощание и благодарность, которые помогают разрешить травматическую ситуацию. Работа с  травмой направлена на восстановление целостного цикла реализации потребностей и преодоления защитных механизмов проекции, ретрофлексии, интроекции, а также слияния. Работа с потребностями  основана на способности организма к саморегуляции и предполагает следование телесным импульсам.


В гештальт-подходе широко используются техники диалога, эксперимент человека, а также техники работы с чувствами и телом. Они дают возможность завершить переживание травмы на разных уровнях (Перлз, 2001).


Таким образом, перечисленные направления экзистенциального подхода в работе с травмой на первый план выдвигает восполнение смыслов, утраченных  или нарушенных при травме, завершение целостного смыслового переживания травматической ситуации,   выявление и проработку глубинных истоков травматического переживания, и рассмотрение его с точки зрения  основных экзистенциальных данностей, а также активизации процессов  внутренней саморегуляции. 


Далее остановимся на более подробно соматической терапии травмы. . Разрабатывая данные подход, Левин интегрировал соответствующие знания в области не только психологии и психотерапии, но и биологии, психофизиологии, а также нейропсихологии.  Травма понимается им как  прорыв в барьере, защищающем человека от воздействий, сопровождающихся чрезвычайно сильным чувством беспомощности. Психологическая травма, как правило, возникает из-за отсутствия индивидуальных ресурсов, необходимых для переживания травмирующего события. С точки зрения П. Левина, разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости, которое  травмирующее событие имеет для человека, степени его психологической защищенности и способности к саморегуляции (Levine, 1998). В более  современных работах  его последователей,  психологическая травма определяется как состояние сильного испуга, переживаемого  человеком при столкновении с внезапным, потенциально угрожающим его жизни событием, которое превосходит возможности индивида  и которое он, поэтому, не способен ни контролировать, ни сколько-нибудь эффективно отреагировать (Levine, 1998;  Zettl & Josephs, 2001).


Питер Левин пишет, что обычно травму связывают с воздействием таких событий, как война, физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, несчастные случаи или природные катастрофы. Однако и многие «обычные» или даже кажущиеся вполне благоприятными события могут быть не менее травматичными. Например, незначительное дорожно-транспортное происшествие часто приводит к появлению странных, подрывающих здоровье физических, эмоциональных и психологических симптомов. Стандартные медицинские процедуры и хирургические операции могут переживаться человеком как чрезвычайно травматичные, хотя исходно они таковыми не являются   (Levine,1996). Выделяются  следующие виды травм: шоковые, или травмы угрозы жизни; эмоциональные, или травмы, связанные с эмоциональными переживаниями горя, потери, конфликтов и пр.; так называемые детские травмы, повлиявшие на ход личностного развития ребенка.

 

Среди других механизмов психических травм нельзя не упомянуть механизмы незавершенных действий или незавершенных ситуаций, подробно описанные  в гештальт-подходе Ф. Перлзом и его последователями (Мазур, 1996). Незавершенные действия проявляются в виде нереализованных потребностей или незавершенных чувств и эмоций, которые стремятся к завершению. В качестве незавершенных могут выступать чувства горя, утраты, обиды, разочарования, гнева, возмущения. Процесс завершения требует проживания  не только указанных чувств, но и других, таких, например,  как прощение, прощание и благодарность, которые помогают завершить переживаемую ситуацию.


В соматической терапии травмы П.Левина рассматривается как  механизм травмы как незавершенную  реакции на травматическое событие, которая проявляется целостно на уровне  его тела. Эти реакции, по мнению автора, имеют природную, инстинктивную основу, они присущи как человеку, как живому существу, и выражаются в виде реакций бегства, борьбы или замирания.  Левин специально подчеркивает, что в работе с травмой необходимо отдавать «должное телу». По мнению Ленвина,


Психотерапия травмы,  предполагает завершение незавершенных телесных реакций и снижение гипервозбуждения нервной системы, вызванного стрессом. В центре  его подхода  – работа  с телесной составляющей травматического опыта, освобождение от  травматических телесных реакций и ощущений. Понятие саморегуляции толкуется как естественная природная способность человека  к самоисцелению, основанная  на внутренних  ресурсах организма, активация и телесное осознание которых способствует преодолению психотравмирующей ситуации.  Следует специально подчеркнуть,, Левин в работе с травмой обращается к телесности как к данности человеческой жизни и полагает, что успешное разрешение  травмы  требует проработки целостного опыта человека.  П.Левин подчеркивает, что в процессе непосредственной работы на телесном уровне происходит осознание смысла травмы, открытие новых смыслов и перспектив жизни. 


Этот подход, с нашей точки зрения, может стать центральным в психотерапии психической травмы.  Поэтому остановимся на нем более подробно.  

 

Важными компонентами  в  разрешении  травмы  являются-завершение  прерванных защитных         реакций борьбы или бегства  и тесный человеческий контакт, необходимый для того, чтобы поддержать непроизвольно протекающий в организме пострадавшего процесс этого завершения. «Без завершения и разрешения травмы люди остаются испуганными, изолированными от других, и теряют надежду на исцеление. Когда завершение происходит, человек может трансформировать себя и вернуться в общество» (Levine, 1996, р. 5). 


В концепции соматической терапии описываются основные травматические симптомы:

сверхвозбуждение (учащенное сердцебиение, дыхание, бессонница или нарушения сна, путаница в мыслях, панические атаки);

беспомощность:  чувство подавленности и разбитости;

диссоциация: тела и сознания.


Выделяются факторы, способствующие образованию травматических симптомов:

аффективное восприятие ситуации как угрожающей жизни;

неспособность эффективно противодействовать стрессогенному фактору – невозможность сопротивления или бегства;

невозможность разрядить энергию, блокированную в состоянии оцепенения.


Кроме того, описаны факторы, влияющие на возможность эффективного противодействия ситуации травмы: 

событие само по себе – насколько оно угрожающее;

жизненный контекст в данное время;

физические характеристики: генетическая предрасположенность;

сформированные возможности – наличествующие в прошлом  прецеденты удачного разрешения травматических ситуаций;

внешние ресурсы: обусловленная культурой связь с природой, психологическая поддержка со стороны значимых других.

внутренние ресурсы: комплексная система внутренних переменных, в том числе способность к саморегуляции.

как события фиксируются в теле \ сознании.

 

Интересны  пути и методы работы с травмой, предложенные Левином.Как считает автор, для того чтобы излечиться от последствий травмы, вовсе не обязательно раскапывать и оживлять воспоминания. Сильная эмоциональная боль способна привести к ретравматизации. Все, что необходимо делать, чтобы освободиться от симптомов и страхов, – это  усилить наши глубокие физиологические ресурсы и сознательно их использовать. «Если же мы будем продолжать игнорировать нашу способность активно изменять свои  инстинктивные реакции, мы останемся в состоянии оцепенения, боли и несвободы» (Levine, 1996, с.7). Необходимо постигать новую стратегию – не  отбрасывать свои инстинкты, а опираться на них.


Интересно, что этот подход успешно используется не только при посттравматических, но также  и при психосоматических расстройствах, таких как мигрени, мышечные синдромы, астма, функциональные желудочные расстройства и др. Эти нарушения рассматриваются как попытка нервной системы удержать энергию выживания, оставшуюся в теле в результате неразрешенной травмы. Если эту энергию постепенно разряжать физиологически, например, посредством умеренной дрожи, симптомы значительно сокращаются и даже могут исчезнуть. Большинство симптомов психических и психосоматических заболеваний своими корнями уходят в симптомы травмы, в которых проявляется накопленная в теле и психике неразряженная резидуальная энергия. 


С точки зрения терапии травмы, важно не допустить, чтобы посттравматические симптомы стали хроническими.  С этой целью требуется трансформировать травму,  для чего необходимо мобилизовать личностные качества и ресурсы и научиться управлять ими. Терапевт в этих условиях должен  уметь поддерживать  особый эмоционально-энергетический контакт с пострадавшим и быть присутствующим. Такого рода контакт получил в терапии название сопереживающего, сострадающего присутствия.


В качестве основного метода в терапии психической травмы используется техника, названная «соматическим переживанием». Создавая этот метод, П. Левин исходил из того, что  поскольку травма  «живет в теле», то в теле же и нужно искать  доступ к ней и путь к исцелению. Этот метод  широко использует процессы телесного осознавания, которые позволяют пациентам управлять своими ресурсами и трансформировать травму. «Соматическое переживание» основано   на  трансформации дезадаптивных  телесных реакций в адаптивные. Это достигается восстановлением внутренних ресурсов в форме защитных и ориентировочных реакций, которые были утрачены во время  угрожающей жизни ситуации  и превратились в травматическое оцепенение. Этот метод подчеркивает значение телесного опыта в организации поведения и аффекта. Он указывает на роль телесных реакций, а также соматических ощущений и переживаний в исцелении.  Телесный опыт рассматривается как индивидуальный потенциал или ресурс скрытых защитных возможностей.  Метод «соматического переживания» исходит из признания инстинктивного поведения  в качестве источника способности организма к саморегуляции.


Метод подчеркивает, что реакция на травму зависит от того, как человек переживает это событие, когда оно с ним случается. В центре внимания  – работа  с  ощущениями, их осознавание, прослеживание и трансформация. П.Левин писал : « Ключ к выходу из, казалось бы, неразрешимого  положения, находится в той характеристике, которая отличает человека от животного – в  нашей способности сознавать наш собственный опыт. Когда мы можем замедлять и осознавать все элементы переживаемого ощущения и чувствовать то, что сопровождает травматические образы, мы позволяем им самим разрешаться, до того как сами погрузимся в травматическое переживание. Мы можем получить к ним доступ и начать преобразовывать побудительные мотивы, которые, в противном случае, заставили бы нас снова почувствовать травматическое переживание» (Levine,1996).


В ходе работы с ощущениями и происходят целительные процессы завершения и трансформации телесных  реакций,  разрядка и высвобождение энергии, которая была мобилизована при встрече с травмой. Соматическая терапия ценна тем, что  включает широкий круг разнообразных техник работы с ощущениями. Пациенту предлагается войти в контакт со своими ощущениями, наблюдать за ними, быть внимательным к тем импульсам и реакциям, которые возникают. При этом важно замечать трудно уловимые изменения и реакции в теле, назначение которых –  помочь  освободить излишнюю энергию и завершить заблокированные телесные переживания. Особенность работы с ощущениями состоит в том, что за этими изменениями чрезвычайно трудно проследить, и поэтому необходимо развивать способность наблюдать за ощущениями, не интерпретируя их, так как поиск значений или историй может нарушить этот процесс. Работа с ощущениями позволяет также изменить и смыслы, значимые для пострадавшего. Новые смыслы могут открываться в процессе работы с ощущениями. Это очень ценный момент в терапии травмы- смыслы изменяются при изменении соматического состояния. Речь идет прежде всего о телесно-переживаемых смыслах


Метод соматической терапии психической травмы был разработан первоначально для работы с шоковыми травмами, однако его последующее применение показало, что он эффективен также и при других видах травм: эмоциональных, травмах развития, реакциях горя, потери, при разнообразных конфликтах и  стрессовых ситуациях. Возможность обращения к телесному опыту в реальной практической терапевтической работе   делает его достаточно универсальным. 


Психотерапевтическая работа с травмой ,разработанного Питером Левином,  направлена в целом на восстановление естественной саморегуляции человека, под которой  понимается  психологическая и биологическая способность к целенаправленной самоорганизации (Levine, 1994) .Разрешение психической травмы предполагает работу процесса саморегуляции  как на психологическом, так и на телесном уровнях.


Работа с психической травмой следует ряду принципов. Начинается она с создания ресурсов. «Ресурсы» – это различные виды позитивных самоощущений на уровне тела, то, что помогает человеку сохранять и поддерживать ощущение себя и собственной внутренней целостности перед лицом возможного разрушения при травме. На телесном уровне ресурсы могут проявляться в виде таких позитивных симптомов, как ощущение тепла, покалывания, дрожи, потока энергии и т.п. Ресурс порождается способностью к саморегуляции, когда пациент в процессе психотерапии учится расслабляться и отслеживать ощущения на телесном уровне. Осознавание и прослеживание ощущения на уровне тела развивают способность дифференцировать и отслеживать не только приятные, но и негативные ощущения в виде зажатости, напряжения, дискомфорта, мышечного тремора и др. Таким образом, восстановление и развитие способности к саморегуляции в работе с травмой происходит за счет создания и использования ресурсов.


Другой  принцип работы с травмой в психотерапии соматического переживания является общим для любого вида психотерапии. Она требует создания в  ходе терапии ощущения безопасности, что предполагает установление ясных терапевтических отношений, способствующих внутреннему исследованию, поиску и росту. Эти отношения включают в себя доверие, надежность, безопасное пространство, сотрудничество и альянс. 


Согласно следующему принципу, работа с травмой предполагает  создание  определенных границ переживания или так называемого «контейнирования». «Контейнирование» определяется как осознавание, которое позволяет происходящему внутри пациента быть воспринятым на телесном уровне в виде различных соматических проявлений. Благодаря осознаванию эти проявления наделяются характеристиками телесно ощущаемых смыслов и чувств. Контейнирование и безопасность являются теми базовыми условиями, которые необходимы для восстановления способности к саморегуляции.


В практике соматической терапии травмы используются такие специфические психотерапевтические метафоры, как «воронка травмы» и «воронка исцеления». Воронка травмы – это  результат прерывания свободного течения однажды пережитого ощущения, вызванного травмой. Избыток энергии, сцепленный  с травматическим переживанием, становится воронкой, или вихрем, за пределами основного потока протекания  переживания. Травматическая воронка это, как бы, резервуар, в который нервная система сбрасывает избытки нереализованной энергии, первоначально направленной на осуществление реакции сопротивления \ бегства.  Воронка энергии поддерживается травматическими симптомами, они уравновешивают друг друга, создавая видимость нормального функционирования. Воронка управляет травматическими  симптомами таким образом, чтобы предостеречь организм от перегрузки. Пациенты, пребывающие в воронке травмы, испытывают такие симптомы, как страх, головокружение, подавленность, зажатость, упадок сил, переживание суженного восприятия и др.


Каждая травматическая воронка имеет, противоположную по значению, «исцеляющую воронку». Построение «исцеляющей воронки» через чувственное переживание пробивает доступ к «замороженной» в травматической воронке энергии, помогая строить ресурсы, необходимые  для  проживания «законсервированных» импульсов. На построение «воронки исцеления» указывают такие симптомы, как потягивание, чувство тепла, ощущение волн энергии, расслабление, спокойствие, ощущение легкости, чувство настоящего времени и др. Построение исцеляющей воронки похоже на наложение гипса на сломанную руку. Создается защищенное, безопасное пространство для исцеления. 


Психотерапевт при разрешении травмы работает с целостным опытом пациента. В соматической терапии травмы гештальт опыта получил название системы «SIBAM», по первым буквам английских названий элементов, составляющих этот опыт: ощущение (sensation), образ (image), поведение (behavior), аффект (affect), смысл (meaning). «SIBAM» – это способ организации опыта, установления контакта с окружающей средой, а также способ организации реакций индивида на происходящее. В здоровом состоянии между элементами переживаемого опыта существуют гибкие взаимосвязи. В условиях травмы взаимосвязи между различными частями опыта меняются, появляются сверх сцепленные и слабо сцепленные симптомы.  Комбинация сверх сцепленных и слабо сцепленных симптомов, надолго сохраняющих травматические паттерны, образует травматическое сцепление. Цель терапии травмы состоит в проработке травматического сцепления и восстановлении гибких взаимосвязей системы целостного опыта пациента.


В практике терапии психической травмы, как уже указывалось выше, большая роль отводится работе с ощущениями и связанными с ними элементами системы индивидуального опыта. Восстановление целостности и связанности опыта пациента происходит через работу с телесно ощущаемыми смыслами и чувствами.


Методы и техники работы с целостным переживанием травмы создают предпосылки  для восстановления естественной способности личности к саморегуляции.


Главная ценности этого метода Левина, заключается в том, что он был  специально,  был разработан для работы с травматическими переживаниями и их последствиями. Особенно значимыми, мне представляются,  предложенные П. Левином,  практические методы работы с целостным опытом травматического переживания.  

 

Раскрывая  экзистенциальный смыл работы с травмой стоит подчеркнуть , что травму       следует  рассматривать как экзистенциальную данность жизни человека, которая бросает вызов его существованию и ставит перед необходимостью изменения. Травма отращена к целостному опыту человеческой личности и требует работы со смыслами. Терапия травмы требует обведения искусством процессуальной работы с переживанием опыта настоящего.


«Исцеление травмы – это чудесны дар, возвращающий нас в  уникальный мир взлетов и падений,  гармонии, любви и сострадания»- пишет  Питер Левин.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Levine P.Waking the Tiger: Healing Trauma. North Atlantic books, Berkeley, 1997.

2. Levine P.Nature's lessons in healing trauma.  Foundation for trauma Enrichment. Lyons. 1996.

3. Levine P.& Chitty,J. New Insights into trauma Therapy. APTA National Conference, 1994. p.13.

4. Калдеш Д. Внутренний мир травмы. М.:  Академический проект, 2001.

5.Мазур Е.С. Эффект Зейгарник и концепция  незавершенных действий в гештальт-терапии. Сборник материалов Московского Института гештальта и психодрамы. М., 1998. с.6-17.

6. Zettl L. & E. Josephs.  Self Regulation Therapy. Canadian Foundation for trauma Research and Education. Vancouver, 2001.

7. Бьюдженталь Д. Наука быть живым.М., 1998.

8. Зябкина И.В.Нарушения волевой регуляции и их компетсации. Автореф. Канд дисс.М., 1993. 23.

9. Тихоненко В.А. Позиция личности в ситуации конфликта и суицидальное поведение. Российский психиатрический журнал, № 3, 1998. с.21-24.

10. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.

11. Бъюдженталь Д. Искуство психотерапевта. СПБ., 2001. 3.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.,1984.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла .М.,2001.

13. Мазур Е.С. Смысловая регуляция деятельности.  Автореф.канд.дисс. М.,1983.

14. Мазур Е.С., Гельфанд В.Б. , Качалов П.В. Смысловая регуляция смысловых переживаний у пострадавших при землетрясении в Армении. Психологический журнал.М.,1992. №2.с.54-65.

15. Мазур Е.С. Эффект зейгарник и концепция незавершенных действий в гештальт-терапии. Сб-к материалов Московского института гештальта и психодрамы.М.,1998.с.6-1.

16. Перлс Ф., Гудмен П.. Теория гештальт-терапии. М., 2001.

17. Положий Б.С., Дмитриева Т.Б. Психическое здоровье и социальное состояние общества.// Социокультурные проблемы современной психиатрии.(материалы 8 научных Кебриковских чтений) М.,1994.

18. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М., 1997.

19. Селье Г. Стресс без дисстресса.М..1979.

20. Франкл В. Поиск смысла жизни и психотерапия.//Психология личности. Тексты.М., 1982.

21. Фрейд З. Я и Оно.Л..1924.

 

 
free counters