Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:201 гостей на сайте
Психологические аспекты в онкологии и геронтологии |
Журнал - Выпуск 16 Август 2010 |
Автор: Гнездилов А., Автор: Плетнев Д. (Россия)
Проблемы старости актуальны во все времена и включают в себя психологические, биологические, социальные и духовные аспекты. Работая в хосписе с онкозаболеваниями, мы решили сопоставить ситуацию пожилых пациентов с той, в которой находятся онкобольные. И в том и в другом случае задействуются общие механизмы, позволяющие рассматривать психогенные аспекты при старости и онкопатологии в очень близких аспектах: 1. Необходимо отметить фатальность взгляда на заболевание раком и подобное же отношение к старости, когда жалующийся на здоровье старик обычно получает вопрос врача: «А сколько Вам лет?». 2. Возникновение недалекой перспективы смерти, особенно если учесть, что с возрастом ощущение темпа личностного времени ускоряется, тот же феномен «бегущего» времени у онкобольных. 3. Своеобразная изоляция или самоизоляция, наблюдаемые у стариков и онкобольных. 4. Ощущение если не физической боли, связанной с ростом опухоли и метастазированием, то психической, проявляющейся в виде тревоги, тоски, чувства одиночества. 5. Изменение полоролевого поведения, связанные с утратой эстетической привлекательности. 6. Нарушение аутоидентификации вместе с угасанием интереса к окружающему миру, ограничением возможностей и чувством несостоятельности. Перечисление можно было бы продолжить, но его достаточно для понимания проблемы. Значимость психогенных факторов для травматизации пациентов диктует индивидуальную психотерапию. Прежде всего, это так называемая психотерапия «присутствием». В самом деле, это не требует доказательств. Внимание близких, окружающих, медицинского персонала, включающих пациентов в свой круг общения, трудно переоценить. То, что человек является существом общественным, социальными и нуждается в частом общении, особо актуально для стариков и безнадежно больных. Второе, что хотелось бы выделить, это частая попытка осмысления своей жизни. Перспектива близкого «конца» заставляет искать смысл существования, и религиозная перестройка сознания дает опору в этих исканиях. Причем альтернатива выглядит так: если мир вокруг разумен, что доказывается обилием законов, которые лишь открываются учеными, а не создаются, то этот «Вселенский разум» можно назвать Богом. И «если есть Бог, то нет смерти», потому что «человек создан по образу и подобию Божьему». Религия дает активную позицию верующему. Каждый его день осмыслен и ведет его к Царству небесному. В то же время у атеистически убежденного человека перспектива разрушения личности, «Я», ведет к исчезновению пространства будущего и пассивному ожиданию от врача временного продления земной жизни. Следует отметить, что религиозные люди умирают заметно легче и спокойнее, чем атеисты. У атеистов же в терминальной стадии болезни, подчас непроизвольно, происходит перестройка сознания в сторону религиозного восприятия мира. Из арсенала психотерапевтических средств, которые мы применяем, хотелось бы выделить арттерапию, и, прежде всего куклотерапию. В самом деле, психологическое воздействие кукол актуально для человека на протяжении всей жизни. Кукла несет воспитательный заряд, кукла учит дружбе, любви, порой создает негативный образ, если использовать ее для создания модели «девочки Барби» в качестве эталона красоты, выверенной сантиметрами «киношных героев»; кукла порой играет роль социального транквилизатора, выступая в сатирическом виде телевизионных «масок для правителей». И создание кукол для стариков, кукол-талисманов, не покажется забавой, если вспомнить, что психология игры у детей и взрослых одинакова. Кукла приходит как вестник из детства, кукла стимулирует воображение, будоражит память, помогает уходить из невыносимой реальности. Куклотерапия - один из вариантов психотерапии «присутствием», имитируя постоянную близость родственников или врача. Столь же многообещающим методом является сказкотерапия. Недаром многие пожилые люди, а также тяжелобольные пациенты обращаются к сказкам. Мотив простой: 1. Сказка дает человеку то, что у него нет, но что он желает получить всей душой. 2. Психологическая модель выхода из невыносимой ситуации или иного разрешения с помощью воображения и идентификации, своеобразное моделирование ситуации. 3. Вера в волшебное «авось», счастливую случайность, переводящую «стрелки» в другую перспективу. 4. Судьба включает в себя помимо грозных предвестников «конца», возможность «чуда», к которому так склонны русские люди, как в сказках, так и в жизни. Психологически верная, индивидуально подобранная сказка, формирует в сознании понятие бессмертия, вечности, образ «Бога-отца», желающего «детям-людям» не смерти и наказания, но вечной жизни и прощения. Сказка реанимирует личностное пространство человека и нередко заключает в себе ощущение покоя и счастья, какими они видятся. Сказка – это наиболее интимный и глубокий вид общения между людьми, о котором Антуан де Сент-Экзюпери говорил как о «единственной роскоши существующей в мире». Сказка – не развлечение, но научение сакральному смыслу жизни, где святой «дурачек» наследует «царство». Надо ли еще говорить об актуальности этого вида арттерапии, ведущего к духовности. Таким образом, мы проследили тождественность психогенных аспектов в геронтологической и онкологической практике, а на примере куклотерапии и сказкотерапии - актуальность арттерапевтических методов в психотерапии данного контингента больных. |