Дата: 14 декабря 2011
Город: Москва
Название: "Феномен человека в его эволюции и динамике" - очередное заседание открытого научного семинара (руководители - доктор философских наук, профессор С.С.Хоружий и доктор философский наук, профессор О.И.Генисаретский)
Организаторы: Институт Синергийной Антропологии
Координаты: Справки и дополнительная информация у секретаря семинара Виктора Котельникова по эл. почте:
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Дополнительно: Доклад доктора философских наук Розина В. М. на тему "Философско-антропологические проблемы здоровья" 1. Мы захвачены антропологической революцией. Бурное развитие биотехнологий и психотехник, кризис идентичности личности, осознание телесности в отличие от биологического тела, проектная идеология в отношении себя и пр. 2. Постепенно осознается, что медицинский подход, медицина как идеология и индустрия имеют свою обратную негативную сторону. Вторичные заболевания от неправильного лечения, несогласованные действия медиков, отвечающих за отдельные процессы и подсистемы организма человека, потребление ненужных или даже вредящих медицинских лекарств (услуг), распространение медицинских мифов и т.п.
3. Медицинская концептуализация здоровья в настоящее время подвергается критике и переосмысляется. Медицинская наука не дает нам точных знаний, позволяющих быть здоровыми и лечить многие заболевания; физические страдания и боль сами по себе не свидетельствуют о нездоровье; медицина не является единственным «субъектом», отвечающим за здоровье.
4. Два важных тренда изменения понимания здоровья связаны с деятельностной и духовной трактовкой. Не физическое, психическое и социальное благополучие и соответствие норме, а умение справляться с болезнями, поддерживать эффективность и хорошее самочувствие, правильно жить.
5. Здоровье человека представляет собой результирующую многих практик. Главные из них: здравоохранение, физическая культура и спорт, СМИ, альтернативная медицина, личные «практики себя».
6. В настоящее время практики себя и личные концепции здоровья начинают задавать целое в отношении здоровья. Целое в смысле органики и обусловленности. Это целое вступает в конфликт с другим целым – социальными практиками, концепциями и схемами здоровья.
7. В свою очередь практики себя и личные концепции здоровья обусловлены общим характером жизни человека. Его представлениями, устремлениями, образом и стилем жизни, культурой и пр.
8. Одна их характерных черт антропологической революции – рефлексия индивидуальной жизни и попытки сознательно её строить. То же самое в отношении здоровья. Но здесь обнаруживается, что наше жизнь и здоровье – феномены, скорее естественные, чем искусственные. Да, мы можем выстраивать разные практики себя и незначительно в рамках гражданского общества влиять на социальные практики, определяющие здоровье, но поскольку наше здоровье является результирующей многих практик, а объемлющее целое создать пока (а возможно, и вообще) не удается, здоровье в целом практически не поддается управлению и формированию.
9. Интенция на правильную жизнь и здоровье и реализация этих идеалов возможны лишь в «зоне ближайшего развития», где уже сложились условия для желаемых воздействий на самого себя. На мой взгляд, проектировать себя человек, конечно, может, но проектно переделывать себя, получая задуманный результат, он не в состоянии.
10. Правильная жизнь и ближайшее развитие, тем не менее, не могут сложиться сами собой, без наших сознательных усилий и работы.
ЗАСЕДАНИЕ СОСТОИТСЯ В ЗДАНИИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН (ул. Волхонка 14, АУДИТОРИЯ 525)
|